Вторник, 26.09.2017, 21:17
"ЛЕТНЕЕ" ВРЕМЯ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Очерки [26]
Статьи и заметки, написанные специально для этого сайта.
Публикации [148]
Статьи и заметки, опубликованные в СМИ
Наш опрос
Надо ли восстанавливать часовую зону MSK+1?
Всего ответов: 959
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » Статьи, заметки очерки » Очерки

Владимир Семенов. Когда следует начинать учебный день

Владимир Семенов

Когда следует начинать учебный день

 

Д.Н.Мамин-Сибиряк пишет в своих воспоминаниях об учёбе в 60-х годах позапрошлого века в Екатеринбургском духовном училище: «Мы поднимались в семь часов утра и получали по ломтю белого хлеба. Чаю не полагалось. … Обед был в два часа». Из чего можно предположить, что учёба начиналась около 8 и продолжалась до 14 часов. В Екатеринбурге, как и в других местах России, жизнь тогда протекала по местному среднему солнечному времени. То есть учебный день начинался приблизительно за 4 часа до полудня. Этому есть и другие подтверждения. Примерно так же учебный день начинается в разных странах мира сейчас.

Подобное требование к режиму образовательного процесса прописано в СанПиН 2.4.2.2821-10, пункт 10.4: «Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается». К сожалению, в нормативном документе не учтено, что сейчас используется не местное среднее солнечное время, а время часовой зоны (в федеральном законе - «местное время»), которое может иметь значительное расхождение с солнечным временем. С 2011 года это расхождение на территориях России, исключая северные регионы, составляет приблизительно от 0,5 до 3 часов, например, в Екатеринбурге - 2 часа. Там школьники, идущие на занятия к 8:00, фактически идут к 6:00. Ну а просыпаются  те же школьники не в 7 утра, как в детские годы писателя, а около 5 часов ночи (до начала гражданских сумерек) с начала октября до середины марта.

Прошло полтора века. В сутках как было 24 часа, так и осталось. Треть суток уходила у человека на сон, и сейчас требуется столько же, если не больше, так как нагрузка на умственную деятельность возросла. Противники возврата на «зимнее» время утверждают, что середина интервала бодрствования людей раньше приходилась на солнечный полдень (хотя ни одному из них так и не удалось этого доказать), а сейчас она сместилась на 14-15 часов. Однако из воспоминаний писателя видно, что режим дня (сон с 22 до 7, середина бодрствования около 14:30) учащихся в позапрошлом веке по часам, которые показывали среднее солнечное время, мало чем отличался от нынешнего. Только часы-то в России сейчас ушли далеко вперёд, вследствие чего режим дня по солнечному времени сместился на утро. Можно без преувеличения сказать, что утренний подъём для школьников почти всей страны с 2011 года превратился в ночной кошмар.

Типичная реплика противников возврата на «зимнее» время звучит примерно так: «если ученики первой смены сейчас будут начинать занятия в удобное для вас время, то ученикам второй смены придётся остаться вовсе без образования». Однако при нынешнем сдвинутом времени без образования, скорее всего, останутся учащиеся первой смены, которых в стране большинство. Их первые 2-3 часа занятий сейчас не эффективны из-за того, что дети недосыпают 1 час в оптимальное время для сна. Для учащихся второй смены основная проблема (которая существовала всегда) - это позднее возвращение из школы. А распределение интервала бодрствования учащихся для обеих смен вполне справедливое. Начало первой смены в 8, максимум умственной работоспособности приходится на интервал 10-12 часов. Однако этот известный интервал, даже отмеченный в Приложении 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10, хронобиологи отсчитывают по солнечному времени. Начало второй смены, около 14 часов, попадает на середину интервала бодрствования учащихся, второй максимум работоспособности находится в интервале 16-18 часов (опять же по солнечному времени). 

Для восстановления нормального режима дня учащихся осталось сверить часы с солнечным временем так, чтобы 8 по местному времени приблизительно соответствовало реальным восьми часам, а солнечный полдень наступал бы около 12. Для этого необходимо вернуться на «зимнее» время везде, кроме Ижевска и Самары, восстановить часовую зону МСК+1, а впоследствии уточнить состав этой и некоторых других зон.

Сейчас начало учебного дня в России, как правило, в 8:00, 8:30, изредка в 9:00, то есть разброс составляет 1 час. Однако при сложившейся системе часовых зон и сдвинутом местном времени, разброс оптимального начала учебного дня должен составлять от 8:00 до 10:30 (2,5 часа). Ориентировочно, для административных центров должно быть:

8:00-8:30 - Анадырь, Ижевск, Нарьян-Мар.

8:30-9:00 - Сыктывкар, Самара, Киров, Казань, Ульяновск, Астрахань, Йошкар-Ола, Махачкала, Чебоксары, Саратов, Грозный, Саранск, Пенза.

9:00-9:30 - Владикавказ, Магас, Волгоград, Элиста, Нижний Новгород, Нальчик, Ставрополь, Черкесск, Тамбов, Горно-Алтайск, Иваново, Кемерово, Кострома, Архангельск, Владимир, Майкоп, Вологда, Томск, Ярославль, Ростов-на-Дону, Рязань, Якутск, Липецк, Воронеж, Краснодар, Ханты-Мансийск, Барнаул, Петропавловск-Камчатский, Новосибирск, Тула, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Москва.

9:30-10:00 - Белгород, Салехард, Калуга, Курск, Орел, Тверь, Калининград, Тюмень, Курган, Брянск, Кызыл, Петрозаводск, Красноярск, Мурманск, Улан-Удэ, Смоленск, Абакан, Челябинск, Великий Новгород, Екатеринбург, Магадан, Санкт-Петербург.

10:00-10:30 - Хабаровск, Иркутск, Омск, Псков, Биробиджан, Владивосток, Пермь, Уфа, Оренбург, Чита.

После возврата на «зимнее» время везде, кроме Ижевска и Самары, разброс оптимального начала учебного дня может быть уменьшен до двух часов, с 7:30 до 9:30:

7:30-8:00 - Анадырь, Нарьян-Мар, Сыктывкар, Киров, Казань, Ульяновск, Астрахань, Йошкар-Ола, Махачкала, Чебоксары, Саратов, Грозный, Саранск, Пенза.

8:00-8:30 - Владикавказ, Магас, Волгоград, Элиста, Нижний Новгород, Нальчик, Ставрополь, Черкесск, Тамбов, Горно-Алтайск, Иваново, Кемерово, Кострома, Архангельск, Владимир, Майкоп, Вологда, Томск, Ярославль, Ростов-на-Дону, Рязань, Якутск, Липецк, Воронеж, Краснодар, Ханты-Мансийск, Барнаул, Петропавловск-Камчатский, Ижевск, Новосибирск, Тула, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Москва.

8:30-9:00 - Белгород, Салехард, Калуга, Курск, Орел, Тверь, Калининград, Тюмень, Курган, Самара, Брянск, Кызыл, Петрозаводск, Красноярск, Мурманск, Улан-Удэ, Смоленск, Абакан, Челябинск, Великий Новгород, Екатеринбург, Магадан, Санкт-Петербург.

9:00-9:30 - Хабаровск, Иркутск, Омск, Псков, Биробиджан, Владивосток, Пермь, Уфа, Оренбург, Чита.

Только после восстановления полноценной часовой зоны МСК+1 и уточнения других часовых зон разброс оптимального начала учебного дня, по крайней мере, для административных центров может быть в пределах одного часа:

8:00-8:30 - Анадырь, Нарьян-Мар, Астрахань, Махачкала, Саратов, Грозный, Саранск, Пенза, Хабаровск, Владикавказ, Магас, Волгоград, Элиста, Нижний Новгород, Нальчик, Омск, Биробиджан, Владивосток, Ставрополь, Черкесск, Тамбов, Пермь, Горно-Алтайск, Иваново, Кемерово, Кострома, Уфа, Архангельск, Владимир, Майкоп, Оренбург, Вологда, Томск, Ярославль, Ростов-на-Дону, Рязань, Якутск, Липецк, Воронеж, Краснодар, Ханты-Мансийск, Барнаул, Петропавловск-Камчатский, Чита, Ижевск, Новосибирск, Тула, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Москва.

8:30-9:00 - Белгород, Салехард, Калуга, Курск, Орел, Тверь, Сыктывкар, Калининград, Тюмень, Курган, Самара, Киров, Брянск, Кызыл, Казань, Петрозаводск, Ульяновск, Йошкар-Ола, Красноярск, Мурманск, Улан-Удэ, Чебоксары, Смоленск, Абакан, Челябинск, Великий Новгород, Екатеринбург, Магадан, Санкт-Петербург, Иркутск, Псков.

Категория: Очерки | Добавил: Julia_A (03.11.2012)
Просмотров: 1080 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
2  
Если бы этими и аналогичными рекомендациями для начала рабочего дня пользовались, не было бы необходимости что-либо возвращать.

3  
Надо исходить из того, что этими рекомендациями вряд ли кто-нибудь воспользуется, поэтому необходимо хотя бы вернуться на "зимнее" время и уточнить часовые зоны.

1  
Существует любопытный документ http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_11046.htm , датированный 6 января 1982: «Методические указания по организации обучения студентов высших учебных заведений». Две цитаты из вводной части:

«На современном этапе развития высшей школы в связи с модернизацией и интенсификацией учебного процесса, строительством новых вузовских комплексов важное значение приобретает осуществление широких гигиенических мероприятий по рационализации учебного режима и отдыха студентов, совершенствованию физического воспитания учащихся вузов.
Решение этих вопросов потребовало специальных исследований, направленных на изучение режима труда и отдыха, питания, физического воспитания студенчества.
Методические указания явились итогом комплексных гигиенических, клинико-физиологических и психолого-педагогических исследований, которые проводились на базе 12 московских вузов, а также в ряде высших учебных заведений других городов страны».

«Одновременно с изучением состояния здоровья проведены широкие физиолого-гигиенические, биоритмологические и психолого-педагогические исследования, направленные на разработку практических рекомендаций по оптимизации ритма труда и отдыха студентов, двигательной деятельности, а также режима питания учащихся. Такой комплексный подход к изучению студенческой популяции был проведен в СССР впервые. Результаты этих исследований позволили регламентировать с современных гигиенических позиций все виды деятельности учащихся вузов».

Некоторые требования и рекомендации из разделов III и IV:
«Наиболее интенсивные занятия должны приходиться на периоды естественного подъема работоспособности - с 9 до 13 и с 16 до 20 часов».
«Оптимальным началом учебного дня является 8.30 - 9 часов. Начало занятий в разное время нарушает привычный динамический стереотип и снижает работоспособность студентов».
«Время, отводимое для ночного сна, должно составлять 7 - 8 часов, при этом отход ко сну рекомендуется не позднее 24 часов, а подъем не ранее 7 часов».

Отсюда следуют два вывода:
1. Исследования по изучению режима труда и отдыха отдельных групп населения и по привязке режима труда к местному (административному) времени уже проводились - их не надо проводить заново. О естественных суточных ритмах человеческого организма (работоспособность, оптимальное время для сна и т.д.), определяемых по солнечному, а не по административному времени, было известно ещё 30 лет назад.
2. Исследования проводились в Москве течение 5-6 лет. Поэтому в требованиях и рекомендациях имеется в виду местное время московской часовой зоны, UTC+3 круглый год, которое действовало до введения процедуры летнего времени в 1981 году, и которое почти соответствовало среднему солнечному времени для Москвы.

Сейчас Москва живёт по времени UTC+4, и неслучайно прошлой зимой там поднимался вопрос о переносе начала занятий у студентов на 1 час позже. Не надо доводить до абсурда вопрос с времяисчислением, то есть сначала сдвинуть стрелки на час вперёд по всей стране, а затем изменять рабочие и учебные графики на предприятиях и в учреждениях. Необходимо как можно быстрее вернуть стрелки на 1 час назад везде, кроме Удмуртии и Самарской области.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz